Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока литературы в 6 классе

Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение "Тучи"

Корсанова Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы № 110 Санкт-Петербурга
 
     Данный урок входит в программу литературы 6 класса под редакцией В.Я. Коровиной. Его актуальностью являются культурологический подход к обучению,  петербургский содержательный компонент.
     Оригинальность занятия заключена в идее «распахнутого окна», ставшего основной наглядностью урока и символизирующего, с одной стороны, атмосферу Петербурга 19 века, с другой стороны, открытое пространство мыслей, эмоций и чувств.    
     Урок состоит из семи этапов, пять из которых направлены на реализацию системно-деятельностного подхода.
     Основными технологиями обучения являются проблемное обучение, критическое мышление и интеграция литературы с историей и культурой Санкт-Петербурга.  Для выполнения учебных задач на уроке используются такие формы и приемы работы, как проблемная ситуация, кластер, инсценировка, лабораторная работа, работа в группах. Основными видами деятельности учащихся становятся слушание, участие в беседе, определение темы урока, инсценировка, составление устного высказывания, подготовка и воспроизведение устного сообщения, работа с разными видами информации, разные виды чтения, выполнение теста, анализ художественного произведения, выполнение лабораторной работы в группе, публичное выступление, работа с текстом, составление синквейна, оценка, самооценка.    
      Цели урока:
     Образовательная цель – создать условия для расширения учащимися  своих знаний в области художественной литературы, формирования универсальных учебных действий в работе с  текстом и другими видами информации , обучения  работать индивидуально и в группе.
     Развивающая - создание условий для развития у учащихся критического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса, творческих способностей, речи.
     Воспитательная - формирование толерантных отношений в совместной творческой деятельности, духовно-нравственного и патриотического  воспитания, в частности воспитания любви к Родине, к родному городу, воспитание качеств юного петербуржца.
     Урок направлен на достижение учащимися
     личностных результатов - умения правильно и корректно выражать свои эмоции, чувства, мысли, взаимодействовать с учителем и сверстниками, считаться с мнением других, брать на себя ответственность за свою работу и работу группы;
     метапредметных результатов - умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме, работать с информацией на основе художественного произведения,  кластера, справочного материала, работать в группе;
     предметных результатов - достижения понимания сути изучаемого явления, основной мысли произведения, формирования понятия «лирического героя», расширения знаний о выразительных средствах создания образов лирического произведения.
     Основными формами  диагностики  результатов в ходе урока являются монологические высказывания учащихся, участие их в диалоге, результаты тестового задания, выразительное осознанное чтение стихотворения,  проверка заполнения карточек по итогам  лабораторной работы,   анализ устных и письменных речевых высказываний учащихся на уроке,  проверка тетрадей, а также педагогические наблюдения за учащимися в ходе урока.
    Опорные термины и понятия: биография, стихотворение как жанр, тема (узкая и широкая), идея, выразительные средства (эпитет, метафора, инверсия, анафора) и их роль в произведении.
     Средства обучения: учебник, тетрадь, дневник, оформление доски, кластер, дидактический  материал, фонохрестоматия.
 
Этапы  урока
1 этап. Организационный.
Задача - проверка готовности к уроку, положительный эмоциональный настрой.
2 этап. Мотивационный.
Задача – мотивация познавательной деятельности.
Прием - проблемная ситуация.
Форма работы – фронтальная.
Деятельность учащихся:
  • слушают текст, который читает учитель:
     Ему два года, и он на постели играет в игрушки. А мама стоит у окна, смотрит на унылую осеннюю природу, на мелкий дождь, который растекается по стеклу, и поет печальную песню. А он, маленький, слушает мамину песню, и так на душе его сладко, грустно и одиноко, что он тихо плачет. Если же мама перестает петь, он сразу просит:
 – Мама, мамочка, голубчик, спой, пожалуйста, еще.
    И мама поет снова.
    Прошло немного времени, и однажды малыш долго звал маму, но каждый раз входила или бабушка, или няня. Обе они были заплаканные, а ребенок на них обижался.
     – Ты, пожалуйста, уйди! Мама, мамочка, приди!
     – Мамочка твоя больше не придет никогда, ее к себе на небо Боженька взял, – объясняли ему.
     Но он не хотел слушать:
     – Взял, так пусть вернет! – убеждал мальчик. – Это моя мамочка.
    Не скоро он привык, что мамы уже никогда больше не будет…
  • отвечают на вопрос: о каком поэте рассказывает данная история?
  • формулируют тему урока, записывают в тетрадь.
 3 этап. Актуализация знаний.
Задача - знакомство с биографией М.Ю.Лермонтова.
Приемы: кластер, инсценировка.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Деятельность учащихся:
  • готовят устное сообщение о М. Ю. Лермонтове на основе кластера [1] и статьи учебника стр. 146 – 148.
  • прослушивают выступление товарищей, участвуют в обсуждении;
  • просматривают инсценировку, заранее подготовленную учащимися.
(Оформление доски в виде окна, выходящего на Неву и Летний сад.)
Квартира Карамзиных в Санкт-Петербурге.У окна стоит поэт (ученик в образе М.Ю.Лермонтова), рядом ведущая.
    Ведущая:
- В 1940 году Лермонтов во второй раз отправляется в ссылку на Кавказ. В апреле этого года он прощался с петербургскими друзьями. Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, Лермонтов, стоя у окна и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал новое стихотворение. Софья
Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он прочел его…
     Поэт, глядя в «окно» читает стихотворение «Тучи».
     Ведущая:
- Когда поэт закончил, глаза его были влажные от слез
  • отвечают на вопрос: почему, когда поэт закончил читать стихотворение, глаза его были влажные от слез?
 4 этап. Усвоение новых знаний и способов действий. 
Задача – обучение анализу произведения.
Прием – элементы критического мышления.
Формы работы: фронтальная, групповая
Деятельность учащихся:
  • прослушивают актерское чтение стихотворения «Тучи»;
  • участвуют во фронтальной беседе по вопросам учителя:
- О чем это стихотворение? Какова его тема?
- От чьего лица написано это стихотворение?
- Перечитайте первое четверостишие.  Чем являются словосочетания первой  строчки? 
- Как лирический герой называет тучки? Процитируйте. Что означают эти слова?
- В чем лирический герой находит сходство своей судьбы с судьбой тучек? Процитируйте.
 - Какой художественный прием лежит в основе второго четверостишия?
 - На какой основной вопрос пытается ответить лирический герой? Процитируйте.
 - Какие причины изгнания он называет в своем размышлении? Процитируйте.
 - Подберите обобщающее слово или словосочетание  к этим понятиям. 
- А у туч могут быть такие пороки?
 - Что же их гонит по свету?
 - Какое слово повторяется в четвертой строфе?
 - Какие различия между собой и тучами отметил лирический герой в последней части?
- Можно ли лирического героя назвать свободным? Почему?
- Какой художественный прием использует автор?
- Определите широкую тему этого стихотворения.
- Почему же у поэта на глазах были слезы после прочтения этого стихотворения?
  • выполняют задание-тест:
Из трех предложений выбери то, в котором выражена основная мысль стихотворения «Тучи»:
     1)В стихотворении «Тучи» поэт показал, что люди, как тучи, могут свободно перемещаться по свету.
     2)В стихотворении «Тучи» поэт показал, что мир людей в отличие от мира природы обладает чувствами и переживаниями по отношению к себе, своим друзьям и своей Родине.
    3)В стихотворении «Тучи» поэт показал, что тучи обычно перемещаются с севера на юг.
  • обсуждают результаты, определяют основную мысль текста, записывают в тетрадь;
  • выполняют лабораторную работу в группах по теме «Роль выразительных средств в создании образов стихотворения «Тучи»». 
  • --------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 1
Справочный материал:
  •  – образное художественное определение, которое помогает  нарисовать словесную картину.
Задания:
  1. Ознакомьтесь со справочным материалом и разберитесь в понятии.
  2. Подготовьте устное сообщение о том, что такое эпитет.
  3. К указанным словам допишите  эпитеты, которые использует поэт в своем стихотворении «Тучи»: тучки_______,  странники ______,  севера _____________, зависть _____________, злоба__________, клевета__________, нивы___________
  4. Обсудите в группе и запишите ответ на вопрос:      Как эпитеты помогают определить отношение поэта к северу, где находится Родина и откуда должен уехать, и к югу, куда его ссылают? Ответет________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 2
Справочный материал.
МЕТАФОРА – употребление слов или выражений в переносном значении на основе сходства предметов.
Задание – игра:
  1. Прочитайте справочный материал и разберитесь в понятии.
  2. По предметам, которые лежат в коробке, определите метафору.
  3. Запишите эту метафору __________________________________
  4. Докажите практическим путем сходство между предметами.
  5. Подготовьте сообщение о том, что такое метафора.
  6. Обсудите в группе и письменно ответьте на вопрос:
 Какую роль играет метафора в создании образа тучек?
 Ответ ________________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Примечание: для работы по карточке № 2 необходимо специальное оборудование: цепь жемчуга, макеты тучек (выполненные из бумаги), нитки и игла. По предметам, находящимся в коробке, учащимся предстоит догадаться, о какой метафоре идет речь. Их задача - создать «цепочку из тучек», сравнить ее с жемчужной цепью и, таким образом, наглядно представить способ рождения метафоры.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 3
Справочный материал:
ИНВЕРСИЯ – необычный (обратный) порядок слов в предложении.
  1. Прочитайте справочный материал и разберитесь в понятии.
  2. Подготовьте сообщение о том, что такое инверсия.
  3. Выпишите из текста стихотворения «Тучи»  три примера словосочетаний, в которых используется инверсия.
  1. _________________________________________________________
  2.  _________________________________________________________
  3. ________________________________________________________
  1. Обсудите в группе и письменно ответьте на вопрос: С какой целью автор использует необычный порядок слов в своем стихотворении? Ответ____________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 4
Справочный материал:
АНАФОРА – выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкций.
  1. Прочитайте справочный материал и разберитесь в понятии.
  2. Подготовьте сообщение о том, что такое анафора.
  3. Выпишите из текста слова, которые имеют отношение к данному выразительному средству. _________________________________________________________
  4. Обсудите в группе и ответьте на вопрос: С какой целью использует автор данное выразительное средство?
  5. Ответ ____________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
  • каждая группа   представляет результаты своей работы;
  •  участвуют в обсуждении, оценивают работу.
5 этап. Закрепление полученных знаний и способов действий.
Задача – обучение выразительному чтению стихотворения.
Прием - выразительное чтение.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Деятельность учащихся:
  • выразительно  читают стихотворение «Тучи», обсуждают и оценивают чтение товарищей.
6 этап. Домашнее задание.
Задача – информирование о домашнем задании.
1.Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть.
2.Оформить страничку тетради о М. Ю. Лермонтове.
3.Подготовить презентацию «Петербург в жизни М. Ю. Лермонтова» (по желанию)
7 этап. Подведение итогов урока.
Задача – рефлексия
Прием – синквейн.
Форма работы – индивидуальная.
Деятельность учащихся:
  • создают синквейн:
1. Одно слово - имя существительное. (Урок)
2. Два слова – имена прилагательные. (Какой урок)
3. Три слова – глаголы. (Самые интересные действия на уроке)
4. Предложение из четырех слов. (Отношение к уроку)
5. Слово. (Выражение своего эмоционального состояния)
  • зачитывают синквейн.
Литература:
1.Программа для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 12-е издание, М., «Просвещение», 2014. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2 ч. /[В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин]; под ред. В. Я. Коровиной. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
2.Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. при поддержке компании Web-IT «Детство – Лермонтов Михаил Юрьевич»/
3.Фотохрестоматия к учебнику для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /[В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин]; под ред. В. Я. Коровиной. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014., стр. 149.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»